Управление АгроБизнесом » Статьи » 9 тезисов главы Министерства аграрной политики и продовольствия

9 тезисов главы Министерства аграрной политики и продовольствия

Министр Присяжнюк — о будущем урожае и льготах для аграриев

24 октября в Киеве завершился ІV Украинский зерновой конгресс – одно из самых масштабных мероприятий агросектора. Среди его участников – сельхозпроизводители, представители зерноторговых компаний, международных организаций. Позицию правительства в сфере АПК презентовал профильный министр Николай Присяжнюк. Ниже – основные тезисы из доклада чиновника, передает Forbes.

1. О потенциале урожая. Среднегодовой уровень урожая зерновых в Украине – более 55 млн тонн, половина из которого идет на экспорт. В 2013 году мы ожидаем вал в 60 млн тонн, половину которого также рассчитываем экспортировать. По прогнозам ООН, до 2020 года Украина достигнет показателей производства зерна в 72 млн тонн, объема экспорта – 41 млн тонн. Экспорт пшеницы вырастет на 44%, кукурузы – на 35%. При этом производство сельхозпродукции в мире за этот период вырастет всего на 1,5%.

2. О биржевой торговле зерном. Биржа – это нормальная мировая практика. Но игра должна быть на равных и выгодной для всех сторон. Кто может ответить, почему цены на пшеницу начали резко расти только теперь, когда Украина проэкспортировала почти 70% от запланированных поставок?

Мы уже сейчас экспортируем больше зерна, чем продаем на внутреннем рынке. Кроме нашей страны, такая ситуация только у Австралии, Аргентины и Казахстана. Поэтому нас очень волнует волатильность на внешних рынках, ценообразование на которых зависит от многих факторов. От этого во многом зависит доходность наших аграриев.

3. Об ограничениях на экспорт. Украина в этом сезоне выходит на второе место в мире после США по объему экспорта зерновых культур. Мы заслуженно завоевали статус ведущего игрока и понимаем, что любые наши действия в рамках внешней торговли влияют на ценовую ситуацию на мировом рынке.

Но если на внешних рынках начинаются какие-то злоупотребления, в том числе ценовые спекуляции биржевых маклеров, то, к сожалению, мы должны будем высказаться [по введению ограничений на экспорт зерна].

4. О зернотрейдерах. Эффект от присутствия транснациональных компаний на зерновом рынке сложно не заметить. Не секрет, что они владеют значительной частью инфраструктурных мощностей. Это особенность не только нашей страны. Правительства других зерновых государств также столкнулись с такой ситуацией и теперь пытаются удержать баланс между влиянием производителей и влиянием трейдеров на логистику.

В Украине мы вынуждены констатировать снижение доли национальных компаний в этом направлении. Наша задача – восстановить ее. Иначе скажите, как бороться с ситуацией, когда в Причерноморском бассейне средняя цена услуг портового элеватора $7-8/тонна, а у нас – $22/тонна. Это вопрос к транснационалам: «А в чем дело?». И не дискриминация ли это внутреннего производителя и нашего национального трейдера, у которого нет своих портов и нет возможности инвестировать в их постройку?

5. О поддержке АПК в госбюджете на 2014 год. Льгота номер один – не отменять уже действующие финансовые механизмы (фиксированный сельхозналог и спецрежим НДС). Тем более что они были буквально отвоеваны при вступлении Украины в ВТО, и сохранить их дорогого стоило. Поэтому добровольно лишиться этих льгот сейчас – неправильно. В следующем году объем поддержки (сумма, которую аграрии смогут не перечислять в бюджет и направить на развитие отрасли) благодаря этим механизмам составит 16-17 млрд гривен.

Кроме того, мы будем настаивать на сохранении 1,5% сбора на развитие виноградарства, садоводства, хмелеводства (платится производителями алкогольных напитков и пива). Это около 700-800 млн гривен. Хотим сохранить дотации на сохранение поголовья единоличниками (мелким фермерским хозяйствам) – это миллиард гривен. Компенсации за доильное оборудование и оборудование для охлаждения молока – 300 млн гривен. Также будем просить деньги на программы агролизинга. Сейчас в холдинге «Украгролизинг» поменялась руководство, структура координируется правительством, и аграрии заинтересованы в ее работе.

6. О мелких фермерах. Государство не позволит вытеснить среднего и мелкого товаропроизводителя в АПК. Не то, чтобы мы не доверяли агрохолдингам или они неэффективно работали. Просто в сельской местности сегодня проживает более 32% населения страны. Это 14,5 млн человек, которые хотят и могут работать. Структура нашего общества построена так, что мы обязаны поддерживать фермеров.

7. О последствиях евроинтеграции в АПК. В прошлом году мы экспортировали в страны ЕС 7,8 млн тон зерновых. 550 млн финансово обеспеченных потребителей – это прекрасно. Плюс географическая близость к рынку – как по воде, так и по суше. Транснациональные компании помогут нам закрепиться на этом рынке, и мы будем использовать эту возможность.

8. О китайском контракте и ГПЗКУ. За выход на рынок Китая страны бьются годами. Украина стала третьим государством, которому удалось получить право на поставки зерновых на китайский рынок. По условиям контракта, мы должны отгрузить 4 млн тонн за первый маркетинговый год, и по 6 млн тонн – за каждый следующий.

До конца календарного года необходимо поставить 2 млн тонн, из которых уже экспортировали 800 000 тонн. Еще 100 000 тонн – под загрузкой. Из-за дождей уборка кукурузы задержалась и график немного сместился, но 2 млн тонн будет вывезено. ГПЗКУ поставляет зерно своему партнеру – Китайской национальной корпорации машинной промышленности (ССЕС), которая уже торгует им по своему усмотрению.

9. О зерновом пуле с Россией и Казахстаном. В документе, который 15 октября был подписан между Украиной и Россией, содержится следующее: в течение шести месяцев рассмотреть рациональность создания Причерноморского зернового комитета. Эта структура будет заниматься мониторингом производств и прогнозированием, в том числе цен, формированием балансов на уровне государств, регионов и всего мира. Это сотрудничество должно охватить все страны Причерноморского бассейна, а не только три.
 
Статьи 25.10.2013